Дизайн. Стили в дизайне.
Дизайн, как стилеобразующая линия, оказал колоссальное влияние на все виды изобразительного творчества. Направления в дизайне вылились в самостоятельные области и под разными названиями вошли в историю дизайна.
Это, прежде всего, направление "ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ", которое сформировалось в конце 19 начала 20 веков. Основной целью было ознакомление людей с традиционным искусством, его эстетическим и художественным началом. Представителями направления являются керамист Уильям де Морган, Густав Стикли, развивший свой ремесленный стиль в мебели, Уолтерн Крейн, внедрявший свои идеи в металлических изделиях с разноцветной эмалью. Основоположниками стиля в архитектуре были Чарлз Эшби, Чарлз Войси, Чарлз Лимберт. В 1872 году в Англии была создана гильдия Святого Георга, гильдия и школа искусств и ремесел, объединяющие под своим крылом всех художников этого направления. Школа искусств и ремесел со временем превратилась в международную организацию.
Основоположниками следующего ЭСТЕТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ являются К. Дрессер и О. Джонс. Направление в своей основе использовало элементы абстрактного искусства, четкие линии и ясные формы. Они выдвинули идею, в которой внешний вид объекта должен производить хорошее впечатление и одновременно соответствовать своему назначению. Искусство Японии оказало колоссальное влияние на развитие движения. Традиции в основе формы - это первое и главное условие всего художественного творчества японских мастеров. Японские мотивы все чаще имеют место быть в работах европейских художников, дизайнеров и американских тоже. Постепенно японский стиль получил название ЯПОНИЗМ (конец 19-середина 20 веков) и распространился по всему миру. В результате вылился в концепцию следующего направления МОДЕРНИЗМА. Уникальнейшее направление отразилось в работах живописцев: российских М. Врубеля, С. Малютина, западных П. Беренса и Э. Берн-Джонса. А потом уже пришло в область проектирования. Бельгийский художник Х. Велде, выдающийся мастер того времени на основе принципа "жизненного ритма" всего органического мира разработал целую концепцию переплетений - окон, стульев, линий потолка, плавно переплывающих в обои, во все присутствующее в доме и вместе с тем составляющее название "ансамбль". Девиз - ни одна деталь не должна остаться без внимания. Этот подход наблюдается в работах художника-дизайнера Ч. Макинтоша, основоположником еще и органического дизайна. Через призму художников-дизайнеров японские мотивы трансформируются в интерьерах домов, в художественном оформлении изделий. В полной мере дух модерна отразился в творчестве российского архитектора Ф. Шехтеля. Растительный орнамент с мягкой грацией и перетекающими линиями охватил все сферы искусства и вылился в дизайне мебели, посуды, одежды, настольных ламп и т. д.
Ответвление модерна получило название ЮГЕНДСТИЛЬ. Его отличает простота форм и современность. В Германии в Дармштадте образуется кооператив, инвестором которого являлся герцог Гессенский. Используя современные технологии, создаются оригинальные предметы домашнего обихода. Такие мастерские вырастают повсеместно на всей территории Германии. Удачное воплощение модерна в мебельном дизайне можно увидеть в работах П. Беренса. Форма его предметов имеет прямоугольные и циркульные сочетания, между собой чередуются и переходят с одного предмета на другой.
Промышленный подъем в начале 20 века привел к формированию нового стиля в дизайне. Теперь дизайн держал курс на функциональность и конструкцию, на строгие линии новых форм. В новом направлении ДЕ СТАЙЛ( de Stiyl) исчезают украшательства и орнамент, появляются геометрические формы, чистые цвета. Во всем присутствует минимализм. Идет поиск гармонии и равновесия в архитектуре. Дизайн среды использует различные комбинации простых геометрических форм. Яркими представителями этого стиля являются Т. Дусбург, Я. Ауд. И уже от этого направления берут отправную точку конструктивизм и футуризм. Одни из первых, кто соединил искусство и бизнес, были итальянцы. Стиль носит название ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИЗМ и отразился во всех жанрах искусства, включая фотографию и полиграфию. Представителями этого направления были: Джакомо Белла, Филиппо Маринетти, Фортунато Деперо. Простота форм в динамичной окраске плюс нетрадиционные приемы с опорой на разные виды искусства - результат очень выразителен. Абсолютно новый подход к книге продемонстрировал Деперо в своей "Книге с гвоздями", скрепленной болтами, где текст перепрыгивает со страницы на страницу, используются разные шрифты, цвета и сорта бумаги. В конечном итоге ее нужно вращать, чтобы наконец прочесть. Прообразом модерна является стиль АР НУВО, берущий свое начало от движения "Искусств и ремесел" и японизма и распространившийся на весь западный континент. Растительные мотивы, различные простые формы, в противовес геометрическим, приобретают новую силу и новую жизнь. Природа является основным источником вдохновения. Большую роль играет эстетика пустого пространства, сочетания гладких и заполненных рисунком поверхностей. Приверженцами этого стиля стали замечательные художники Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Обри Бердслей. Ярчайшим представителем ар нуво был испанский архитектор Антонии Гауди. Созданные им дома производят впечатление живых форм, служат уникальными вкраплениями в общий ансамбль Барселоны. Полет его фантазии безграничен. Две организованные школы во Франции идейно воплощают этот стиль в работах из многослойного цветного стекла, в обоях, ажурных металлических решетках, элементах мебели.
АР ДЕКО тесно переплетен с модерном, декоративные элементы успешно реализуются в архитектуре и искусстве. Отличительные элементы - яркие цвета, ступенчатые и геометрические формы Точность и ясность формы, красота линий и объема плюс разнообразие материалов и как результат потрясающая целостность и яркость образа. Зародился стиль во Франции. Еще одна отличительная особенность - высокие цены на изготовленные предметы с учетом их внешнего лоска, состав - дорогостоящие материалы. Стиль тесно переплетается с тем образом жизни, с царившей в то время атмосферы гламура в обществе. Форма автомобилей также претерпевает свои изменения и отражает веяния этого стиля.
Появившийся ГОЛЛИВУДСКИЙ СТИЛЬ проявился благодаря кинематографу. Его также отличает гламур, роскошь, желание возвысится над реальностью. Яркое воплощение стиля нашло отражение в нарядах кинозвезд. По мере развития промышленности, появления новых материалов и технологий и внедрения всего этого в массовое производство, вырабатывается новый ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. Появляется первая школа художественного конструирования БАУХАУЗ (1919г. ) с потрясающими преподавателями Ле Карбюзье, В. Гропиус, П. Беренсом. Впервые стали выпускать художников для работы в промышленной среде. Был подобран отличный преподавательский состав - В. Кандинский, Л. Мис ван дер Роэ, М. Брейер, Х. Майер. (На иллюстрации представлено кресло Людвига Мис ван дер Роэ, 1927г) В школе разрабатывались предметы промышленного производства, в которые уже закладывались свойства материалов, художественные особенности, элементы профессионализма. По проекту Гропиуса в Дессау был построен и воплощен в одном здании целый городок для дизайнеров. С целым рядом мастерских, аудиторий, общежитием и квартирами для преподавателей одновременно. Это многофункциональное здание позже вошло в фонд мировой архитектуры. Влияние школы Баухауза, система и методика преподавания отражается в наших школах, выпускающих промышленных дизайнеров. А тогда это впервые воплотилось в создании московского ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские).
Стиль КОНСТРУКТИВИЗМ берет начало от Баухауза. Это направление в нашем искусстве было основано на концепции формообразования со всеми тенденциями производственного налета. Первыми ласточками в "группе конструктивистов" были А. Родченко, К. Малевич, В. Татлин, Э. Лисицкий. (на иллюстрации плакат А. Родченко, 1923г. и сервиз Каземира Малевича,1923г. )Они создавали абстрактные композиции в авангардной манере. Работы носили название конструкций и воплощались в самых разнообразных материалах. Позднее были названы контррельефами. Из кусков жести, проволоки, дерева, бумаги, стекла и штукатурки вырезались элементы кубической композиции и крепились на деревянную основу. Получался своеобразный коллаж. Тезис Татлина провозглашал: "Ставлю глаз под контроль осязания". Целая серия выставок вылилась в образное соревнование концепций. Развивается мастерство композиции и живописной фактуры, параллельно навыки в работе с различными материалами. Неотъемлемая часть конструктивизма - придуманная Татлиным сложная конструкция "небоскреб" высотой 400 метров. Она состояла из двух пересекающих спиралей, образующих наклонную башню. Предназначалось строение для рабочих помещений. А. Родченко в 1921 г. выставил целую серию композиций в живописи, графике, фотографии, где свои идеи пространственной конструкции представил как независимо стоящие или висящие объекты. Конструктивизм в Баухаузе и у нас тяготел к кубизму.
Чувство ритма, присущее КУБИЗМУ, выражалось в образах, линиях, форме, досконально отражающей материал. Кубизм - это где можно разложить по полочкам объемные формы видимых реально объемов на геометрические элементы. Это должно было создавать впечатление одновременности восприятия объекта со всех сторон. Также можно было включать в произведения поверхностей коллаж, вырезки печатной продукции. Самой значительной фигурой кубизма стал Пикассо со своими "Авиньонскими девицами". Конструктивизм уступил место ФУНКЦИОНАЛИЗМУ. Оба эти стиля провозглашали: "форма следует функции". Минимум декора, максимум удобств для человека. Главную композиционную тему объектов составляли графические архетипы. То есть повторяющиеся схемы квадратов, зигзагообразных линий, крестов и их принципиальных соотношений, контрастная характеристика цвета. В школах дизайна появляется новый предмет "Культура материала". Архитектор К. Мельников в своих работах воплощал идеи максимально функционального качества независимо от их конечного назначения. Но он выходил за рамки двух вышестоящих стилей. В его интерперетации работ вышесказанные слова порой звучали иначе "функция следует за формой". В Германии функциональный стиль выразился в формировании стиля Deutsche Werkbund. Они рассматривали индустриализацию уже как наносящую вред национальной культуре, в дизайне проповедовали эстетическое и моральное начало.
Светлана Белова стилеобразующая линия печатной продукции
Это, прежде всего, направление "ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ", которое сформировалось в конце 19 начала 20 веков. Основной целью было ознакомление людей с традиционным искусством, его эстетическим и художественным началом. Представителями направления являются керамист Уильям де Морган, Густав Стикли, развивший свой ремесленный стиль в мебели, Уолтерн Крейн, внедрявший свои идеи в металлических изделиях с разноцветной эмалью. Основоположниками стиля в архитектуре были Чарлз Эшби, Чарлз Войси, Чарлз Лимберт. В 1872 году в Англии была создана гильдия Святого Георга, гильдия и школа искусств и ремесел, объединяющие под своим крылом всех художников этого направления. Школа искусств и ремесел со временем превратилась в международную организацию.
Основоположниками следующего ЭСТЕТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ являются К. Дрессер и О. Джонс. Направление в своей основе использовало элементы абстрактного искусства, четкие линии и ясные формы. Они выдвинули идею, в которой внешний вид объекта должен производить хорошее впечатление и одновременно соответствовать своему назначению. Искусство Японии оказало колоссальное влияние на развитие движения. Традиции в основе формы - это первое и главное условие всего художественного творчества японских мастеров. Японские мотивы все чаще имеют место быть в работах европейских художников, дизайнеров и американских тоже. Постепенно японский стиль получил название ЯПОНИЗМ (конец 19-середина 20 веков) и распространился по всему миру. В результате вылился в концепцию следующего направления МОДЕРНИЗМА. Уникальнейшее направление отразилось в работах живописцев: российских М. Врубеля, С. Малютина, западных П. Беренса и Э. Берн-Джонса. А потом уже пришло в область проектирования. Бельгийский художник Х. Велде, выдающийся мастер того времени на основе принципа "жизненного ритма" всего органического мира разработал целую концепцию переплетений - окон, стульев, линий потолка, плавно переплывающих в обои, во все присутствующее в доме и вместе с тем составляющее название "ансамбль". Девиз - ни одна деталь не должна остаться без внимания. Этот подход наблюдается в работах художника-дизайнера Ч. Макинтоша, основоположником еще и органического дизайна. Через призму художников-дизайнеров японские мотивы трансформируются в интерьерах домов, в художественном оформлении изделий. В полной мере дух модерна отразился в творчестве российского архитектора Ф. Шехтеля. Растительный орнамент с мягкой грацией и перетекающими линиями охватил все сферы искусства и вылился в дизайне мебели, посуды, одежды, настольных ламп и т. д.
Ответвление модерна получило название ЮГЕНДСТИЛЬ. Его отличает простота форм и современность. В Германии в Дармштадте образуется кооператив, инвестором которого являлся герцог Гессенский. Используя современные технологии, создаются оригинальные предметы домашнего обихода. Такие мастерские вырастают повсеместно на всей территории Германии. Удачное воплощение модерна в мебельном дизайне можно увидеть в работах П. Беренса. Форма его предметов имеет прямоугольные и циркульные сочетания, между собой чередуются и переходят с одного предмета на другой.
Промышленный подъем в начале 20 века привел к формированию нового стиля в дизайне. Теперь дизайн держал курс на функциональность и конструкцию, на строгие линии новых форм. В новом направлении ДЕ СТАЙЛ( de Stiyl) исчезают украшательства и орнамент, появляются геометрические формы, чистые цвета. Во всем присутствует минимализм. Идет поиск гармонии и равновесия в архитектуре. Дизайн среды использует различные комбинации простых геометрических форм. Яркими представителями этого стиля являются Т. Дусбург, Я. Ауд. И уже от этого направления берут отправную точку конструктивизм и футуризм. Одни из первых, кто соединил искусство и бизнес, были итальянцы. Стиль носит название ИТАЛЬЯНСКИЙ ФУТУРИЗМ и отразился во всех жанрах искусства, включая фотографию и полиграфию. Представителями этого направления были: Джакомо Белла, Филиппо Маринетти, Фортунато Деперо. Простота форм в динамичной окраске плюс нетрадиционные приемы с опорой на разные виды искусства - результат очень выразителен. Абсолютно новый подход к книге продемонстрировал Деперо в своей "Книге с гвоздями", скрепленной болтами, где текст перепрыгивает со страницы на страницу, используются разные шрифты, цвета и сорта бумаги. В конечном итоге ее нужно вращать, чтобы наконец прочесть. Прообразом модерна является стиль АР НУВО, берущий свое начало от движения "Искусств и ремесел" и японизма и распространившийся на весь западный континент. Растительные мотивы, различные простые формы, в противовес геометрическим, приобретают новую силу и новую жизнь. Природа является основным источником вдохновения. Большую роль играет эстетика пустого пространства, сочетания гладких и заполненных рисунком поверхностей. Приверженцами этого стиля стали замечательные художники Тулуз-Лотрек, Альфонс Муха, Обри Бердслей. Ярчайшим представителем ар нуво был испанский архитектор Антонии Гауди. Созданные им дома производят впечатление живых форм, служат уникальными вкраплениями в общий ансамбль Барселоны. Полет его фантазии безграничен. Две организованные школы во Франции идейно воплощают этот стиль в работах из многослойного цветного стекла, в обоях, ажурных металлических решетках, элементах мебели.
АР ДЕКО тесно переплетен с модерном, декоративные элементы успешно реализуются в архитектуре и искусстве. Отличительные элементы - яркие цвета, ступенчатые и геометрические формы Точность и ясность формы, красота линий и объема плюс разнообразие материалов и как результат потрясающая целостность и яркость образа. Зародился стиль во Франции. Еще одна отличительная особенность - высокие цены на изготовленные предметы с учетом их внешнего лоска, состав - дорогостоящие материалы. Стиль тесно переплетается с тем образом жизни, с царившей в то время атмосферы гламура в обществе. Форма автомобилей также претерпевает свои изменения и отражает веяния этого стиля.
Появившийся ГОЛЛИВУДСКИЙ СТИЛЬ проявился благодаря кинематографу. Его также отличает гламур, роскошь, желание возвысится над реальностью. Яркое воплощение стиля нашло отражение в нарядах кинозвезд. По мере развития промышленности, появления новых материалов и технологий и внедрения всего этого в массовое производство, вырабатывается новый ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ. Появляется первая школа художественного конструирования БАУХАУЗ (1919г. ) с потрясающими преподавателями Ле Карбюзье, В. Гропиус, П. Беренсом. Впервые стали выпускать художников для работы в промышленной среде. Был подобран отличный преподавательский состав - В. Кандинский, Л. Мис ван дер Роэ, М. Брейер, Х. Майер. (На иллюстрации представлено кресло Людвига Мис ван дер Роэ, 1927г) В школе разрабатывались предметы промышленного производства, в которые уже закладывались свойства материалов, художественные особенности, элементы профессионализма. По проекту Гропиуса в Дессау был построен и воплощен в одном здании целый городок для дизайнеров. С целым рядом мастерских, аудиторий, общежитием и квартирами для преподавателей одновременно. Это многофункциональное здание позже вошло в фонд мировой архитектуры. Влияние школы Баухауза, система и методика преподавания отражается в наших школах, выпускающих промышленных дизайнеров. А тогда это впервые воплотилось в создании московского ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские).
Стиль КОНСТРУКТИВИЗМ берет начало от Баухауза. Это направление в нашем искусстве было основано на концепции формообразования со всеми тенденциями производственного налета. Первыми ласточками в "группе конструктивистов" были А. Родченко, К. Малевич, В. Татлин, Э. Лисицкий. (на иллюстрации плакат А. Родченко, 1923г. и сервиз Каземира Малевича,1923г. )Они создавали абстрактные композиции в авангардной манере. Работы носили название конструкций и воплощались в самых разнообразных материалах. Позднее были названы контррельефами. Из кусков жести, проволоки, дерева, бумаги, стекла и штукатурки вырезались элементы кубической композиции и крепились на деревянную основу. Получался своеобразный коллаж. Тезис Татлина провозглашал: "Ставлю глаз под контроль осязания". Целая серия выставок вылилась в образное соревнование концепций. Развивается мастерство композиции и живописной фактуры, параллельно навыки в работе с различными материалами. Неотъемлемая часть конструктивизма - придуманная Татлиным сложная конструкция "небоскреб" высотой 400 метров. Она состояла из двух пересекающих спиралей, образующих наклонную башню. Предназначалось строение для рабочих помещений. А. Родченко в 1921 г. выставил целую серию композиций в живописи, графике, фотографии, где свои идеи пространственной конструкции представил как независимо стоящие или висящие объекты. Конструктивизм в Баухаузе и у нас тяготел к кубизму.
Чувство ритма, присущее КУБИЗМУ, выражалось в образах, линиях, форме, досконально отражающей материал. Кубизм - это где можно разложить по полочкам объемные формы видимых реально объемов на геометрические элементы. Это должно было создавать впечатление одновременности восприятия объекта со всех сторон. Также можно было включать в произведения поверхностей коллаж, вырезки печатной продукции. Самой значительной фигурой кубизма стал Пикассо со своими "Авиньонскими девицами". Конструктивизм уступил место ФУНКЦИОНАЛИЗМУ. Оба эти стиля провозглашали: "форма следует функции". Минимум декора, максимум удобств для человека. Главную композиционную тему объектов составляли графические архетипы. То есть повторяющиеся схемы квадратов, зигзагообразных линий, крестов и их принципиальных соотношений, контрастная характеристика цвета. В школах дизайна появляется новый предмет "Культура материала". Архитектор К. Мельников в своих работах воплощал идеи максимально функционального качества независимо от их конечного назначения. Но он выходил за рамки двух вышестоящих стилей. В его интерперетации работ вышесказанные слова порой звучали иначе "функция следует за формой". В Германии функциональный стиль выразился в формировании стиля Deutsche Werkbund. Они рассматривали индустриализацию уже как наносящую вред национальной культуре, в дизайне проповедовали эстетическое и моральное начало.
Светлана Белова стилеобразующая линия печатной продукции
Отзывы и комментарии