Какую сделку с Богом заключила Кейт Буш? Часть 2
Наша история об английской певице Кейт Буш остановилась на 1985 году, в преддверии выхода пятого альбома. Трехлетнее затворничество Кейт в студии не прошло даром. Тем более, что теперь она могла себе это позволить. Вместо того, чтобы тратить деньги на кокаин, автомобили, а потом еще и на запись, она взяла и приобрела собственную студию.
В результате альбом «Hounds of Love» удовлетворил и критиков, и слушателей, и саму певицу. Кейт Буш в буквальном смысле слова нашла «золотую середину», разделив пластинку на две разные части-стороны. Одну сторону занимали песни, мало связанные между собой и имеющие более коммерческое звучание. Вторая же сторона представляла собой концептуальную экспериментальную сюиту из 7 песен под названием «Девятая волна», которая повествовала о переживаниях женщины, оказавшейся посреди открытого океана.
Альбом принес Кейт Буш и самый известный из ее хитов, сингл с которым вышел 5 августа 1985 года. Первоначально он назывался «A Deal with God» («Сделка с Богом»), но радиостанции многих стран тот час встали в позу и заявили, что с таким названием ротации песне не светят. Певица пошла на уступки и переименовала песню на «Running Up That Hill» («Взбегая на этот холм»).
Сингл достиг третьего места в британских чартах и тридцатого места в американских (самый лучший результат среди всех синглов Буш в США).
О какой же такой «сделке с Богом» шла речь в песне?
К. Буш: «Я попробовала написать о том, что мужчина и женщина не могут понять друг друга, потому что это — мужчина и женщина. И если бы они смогли поменяться на время местами, то были бы очень удивлены! И это, мне кажется, привело бы к большему взаимопониманию. Обычно такую возможность дает сделка с Дьяволом, но я подумала: «А почему бы не сделка с Богом?»
Перевод: (http://www. trsongs. ru)
Это не причиняет мне боль. Ты хочешь почувствовать, каково это? Ты хочешь знать, что это не причиняет мне боль? Ты хочешь услышать о сделке, что я готовлю? Ты, это — ты и я.
И если бы я только могла, Я заключила бы сделку с Богом, И я заставила бы его обменять нас местами, Взбираясь той дорогой, Поднимаясь на тот холм, Поднимаясь на то здание. Если бы я только могла, о…
Ты не хочешь причинять мне боль, Но смотри, как глубоко проникла пуля. Не осознавая, я рву тебя на части. Ох, в наших сердцах гремит гром.
Откуда такая большая ненависть к тому, кого мы любим? Скажи мне, мы имеем значение, не так ли? Ты, это — ты и я. Это — ты, и я, не будем несчастны.
И если бы я только могла, Я заключила бы сделку с Богом, И я заставила бы его обменять нас местами, Взбираясь той дорогой, Поднимаясь на тот холм, Поднимаясь на то здание. Скажи, если я только могла, о…
Ты, Это — ты и я, Это — ты, и я, не будем несчастны.
Давай, малыш, давай любимый, Позволь мне украсть этот момент у тебя. Давай, ангел, давай, давай, любимый, Давай обменяемся опытом, о…
И если бы я только могла, Я заключила бы сделку с Богом, И я заставила бы его обменять нас местами, Взбираясь той дорогой, Поднимаясь на тот холм, Без проблем.
Однако, видимо, далеко не все понимали о чем поется в песне, в результате чего ее содержание трактовалось довольно широко. Это видно на примере некоторых видеоклипов групп, записавших кавер-версии «Running Up That Hill». Так, в клипе группы Within Temptation в певицу вселяется ангел. А в исполнении известного своей нетрадиционной ориентацией певца группы Placebo та же песня приобретает гомосексуальный контекст.
Необычный подход можно увидеть и в клипе на «Running Up That Hill», где Кейт Буш снялась вместе с танцором Мишелем Эрво. На видео певица полностью «танцует» эту песню под фонограмму, вообще не открывая рта.
К. Буш: «Последние годы на видео танец стал этакой эксплуатируемой несерьезной вещью, неким аксессуаром вокруг особы, играющей главную роль… Мы же хотели сделать серьезный танец, который станет основой видео».
Сейчас это трудно понять, но тогда канал MTV отказался прокручивать это видео, посчитав его слишком… эротичным! Вместо него крутили видеозапись живого исполнения на ТВ BBC.
Вторым хитом с альбома «Hounds of Love» стала композиция «Cloudbusting», посвященная скандально известному психоаналитику — Вильгельму Райху. Райх считал, что все проблемы человечества строятся на сексуальной неудовлетворенности и вскоре от теории перешел к «делу» — стал создавать хитроумные препараты, якобы улавливающие из космоса т. н. «оргонную» сексуальную энергию. Одним из аппаратов и стал воспетый Буш «Cloudbusting» («Распылитель облаков»). Среди поклонников Райха бытует легенда о том, как на полях штата Мен пропадал урожай, а Райх с помощью «клаудбастера» быстренько согнал тучи и обеспечил дождь.
Однако в «магию оргонной энергии» поверили не все. В 1954 году Федеральная организация по надзору за пищевыми продуктами и медикаментами подала на Райха в суд. Райха приговорили к двум годам тюрьмы, а через несколько месяцев, 3 ноября 1957 года, он скончался в камере от сердечного приступа. Именно история о клаудбастере и аресте Райха, показанная глазами его сына — Питера, стала основой песни и клипа Кейт Буш.
Утвердив свое положение на поп-сцене, певица в 1989 году издает следующий альбом «The Sensual World». Буш утверждала, что на этом альбоме она решила проявить в музыке «женскую энергетику». В результате песни стали более мягкими, но не менее изощренными. В записи поучаствовало даже болгарское вокальное трио BULGARKA.
О содержании песен писать можно долго, поэтому я ограничусь историей, связанной с титульной композицией «The Sensual World» («Чувственный мир»). Первоначальный вариант песни представлял собой непрерывный монолог героини романа Д. Джойса «Улисс» — Молли Блум — взятый прямо из книги. Но когда Кейт обратилась к правообладателям наследства Джойса, те наотрез запретили певице использовать оригинальный текст. И Буш пришлось его переписать заново, соблюдая размер и непрерывность оригинала. В тексте показано, как героиня книги из двумерной плоскости листов переходит в трехмерный мир, впитывая его краски, запахи и прочие ощущения.
Очередная пластинка «The Red Shoes» («Красные башмачки») (1993) стала первой творческой (не коммерческой, нет) неудачей Кейт Буш. Несмотря (а может и благодаря) именитым гостям, приглашенным на запись (Эрик Клэптон, Принц, Джефф Бек), песни приобрели слишком банальное звучание, и на общем фоне музпродукции тех лет выделялись разве что характерным вокалом Кейт.
Единственное, чем запомнилась пластинка, так это забавным получасовым фильмом, который Кейт Буш сняла на основе старого фильма 1948 г. Тот же фильм обыгрывал известную сказку Андерсена о волшебных красных башмачках, обладатель которых мог танцевать без остановки.
Следующая пауза между альбомами затянулась на… 12 лет. Мало того, впервые с 19-летнего возраста Кейт просто исчезла с глаз назойливых СМИ. Дело в том, что у нее родился ребенок, и она решила уберечь его от публичной шумихи. Всё это время Кейт наслаждалась жизнью нормальной домохозяйки, пока в 2005 году наконец-то не вышел очередной альбом «Aerial».
Кейт Буш запела о том, что она пережила — о том, «как стать невидимой», об Элвисе Пресли, укрывшемся от глаз публики на вершине «музыкального Олимпа», о любви к своему сыну Берти. Она романтически воспевала стиральную машину, пропевала цифры числа «Пи» и даже чирикала в дуэте с настоящими птицами. В целом «Aerial» вышел очень спокойным, воздушным и совсем не рассчитанным на широкие массы. Тем не менее, изголодавшаяся публика, для которой Кейт Буш уже была не «юной британской сенсацией», а уважаемым авторитетом, помогла этому непростому альбому достичь 3-его места в хит-парадах.
После этого альбома Кейт Буш снова исчезла. На сколько лет — этого никому не предугадать.