Какую сделку с Богом заключила Кейт Буш? Часть 1

Рассказывая о Кейт Буш (Kate Bush), так и тянет процитировать товарища Саахова из одной известной кинокомедии: «Активистка, спортсменка, и просто красавица».

Для многих женщин именно она стала настоящей путеводной звездой, примером и первой ласточкой, несущей весть о том, что мужская гегемония в сфере поп-музыки пошатнулась. Как вы понимаете, речь идет не о певицах — их всегда было предостаточно. А вот успешных женщин-композиторов, женщин, которые непосредственно рулят творческим процессом, практически не наблюдалось.

В Кейт Буш, как в «человеке эпохи Возрождения» слилось необычайное множество талантов. Она сама писала и исполняла песни, непосредственно участвовала в их записи, производстве клипов и постановке своих выступлений, неординарно танцевала. Она постоянно балансировала на грани экспериментальной и популярной музыки, работала без оглядки на коммерческий успех и, тем не менее, была коммерчески успешной. Она могла себе позволить отказаться от «хлеба» поп-музыкантов — концертных выступлений — чтобы сосредоточиться исключительно на студийной работе. А могла позволить вообще исчезнуть из глаз общественности на 12 лет, чтобы посвятить время воспитанию сына.

И самое главное — она всегда оставалась настоящей Женщиной — и в жизни, и в творчестве — при этом совершенно не бравируя сексуальностью, и не опасаясь выглядеть, когда нужно, странной или смешной. Неудивительно, что перед ней уважительно расшаркивались такие разные исполнители, как авангардистка Бйорк, панк Джонни Роттен, симфо-металлисты из Within Temptation или альтернативщики из Placebo.

Кейт Буш родилась в Великобритании 30 июля 1958 г. в очень музыкальной и начитанной семье. Не успела маленькая Кетти освоить рояль, как к 11 годам уже сочинила первую песню. К 14 годам песен накопилось уже на целую кассету, которая через третьи руки оказалась у самого Дэвида Гилмора из PINK FLOYD. Он как раз искал новые таланты и, когда услышал, сколь глубокие и интересные песни пишет эта маленькая вундеркиндерша, тотчас помог ей сделать нормальную демо-запись и протежировал компании EMI. В компании юное дарование оценили, подписали контракт, но посоветовали девочке немного подрасти и набраться опыта.

И вот через два года 19-летняя Кейт ступила в студию для записи первого альбома. Выпуску альбома предшествовал выход сингла «Wuthering Heights» («Грозовой перевал»), который имел непосредственное отношение к одноименному роману Э. Бронте — точнее к телепостановке, которую Кейт увидела еще в детстве. Девочку впечатлила сцена, когда призрак героини является своему возлюбленному, а особенно то, что героиня оказалась ее тезкой.

«…Хитклифф, это же я, Кэти, я вернулась домой Мне так холодно, впусти же меня через своё окно…»

Вдогонку был выпущен клип, где пение сопровождалось необычной хореографией, впоследствии ставшей визитной карточкой певицы.

Сингл не просто «выстрелил», но и попал в самое «яблочко» — в 1978 году он возглавил британский хит-парад. В одночасье юная девушка стала настоящей сенсацией и первой женщиной, которая сама сочинила и исполнила хит № 1.

Дальше начался шоу-бизнес. Из оставшихся песен в том же году был на скорую руку записан второй альбом, а в 1979 году Кейт Буш отправилась в свое первое и последнее турне. Выступления были превосходны и больше напоминали театральные представления с танцами и переодеваниями. Но тур так измотал певицу, что она решила навсегда завязать с концертами и заняться исключительно творчеством.

Кроме того, Буш всегда сожалела, что первые два альбома записывались чересчур быстро и у нее не было возможности поэкспериментировать. Эта возможность в полной мере проявилась на третьем — самом известном среди советских меломанов — альбоме «Never for ever» (1980). Наверное, кое-кто из вас помнит болгарскую пластинку, на обложке которой множество разных тварей вылетало прямо… из-под подола певицы.

Помню, в какой восторг привел меня голос Кейт — экспрессивный и способный перетекать из нежных трелей в пронзительный визг или утробное рычание. Музыка была под стать — очень разнообразная и изысканная.

Наибольшую популярность у нашего слушателя до сих пор имеют две песни. Первая — греющая наши души уже одним своим названием — «Babooshka» («Бабушка» — именно так, с ударением на второй слог). Забавно то, что, когда Кейт сочиняла песню, она подразумевала не русскую женщину преклонных лет, а скорее, сказочную принцессу. Певица говорила: «…это было только именем, которое случайно всплыло в уме. Возможно, оно было в какой-то услышанной в детстве волшебной сказке». Сюжет же песни в чем-то напоминал оперетту «Летучая Мышь». Героиня, решив проверить верность мужа, начинает писать ему романтические письма от имени молодой девушки — Бабушки…

Вторая популярная песня — баллада «Army Dreamers» («Солдаты-мечтатели») тоже вводила не знающих текст слушателей в заблуждение, как своим названием, так и красивой мелодией. Однако название содержало в себе не романтику, а горький сарказм — ведь песня исполнялась от лица матери, сын которой погиб на военных маневрах. А щелчки, звучащие в песне — звуки ружейного затвора.

«Кем бы он стал? Может быть, рок-звездой. Но не смог скопить он даже на гитару! Кем бы он стал? Может быть, и адвокатом. Но он даже толком не закончил школу! Кем бы он стал? Может, стал бы папой. Но не прожил он, увы, и двадцати лет! Жизнь отдал Горе-воин О, как мечтал он Стать героем». (авторы перевода — Евгений Матусов и Ирина Пеньшина)

Завершала альбом песня «Breathing» («Дыхание») — мрачная эпическая вещь, с характерной для тех времен темой страха перед ядерной войной. Впрочем, сама тема решалась оригинально — песня исполнялась от лица плода, находящегося в утробе матери, который чувствует, что происходит за пределами матки и боится родиться в мире, отравленном ядерными осадками. Это прекрасно проиллюстрировано в клипе, где певица сидит в эдакой прозрачной матке и, толкая ее руками, умоляет мать дышать.

Альбом, в котором Кейт Буш наконец-то начала гнуть свою линию, занял 1-е место и убедил певицу идти дальше по пути эксперимента.

Следующий альбом «The Dreaming» (1982) вышел уже совершенно отвязным и необычным. Жесткая ритмика, необычные аранжировки, просто сумасшедшее истеричное пение. Для одной из песен Кейт Буш даже пришлось поглощать молоко с шоколадом, чтобы добиться для передачи волнения необходимой слизи в горле.

На мой вкус, «The Dreaming» получился одним из лучших альбомов певицы. Но к моменту его выхода благосклонность критики изменилась. Альбом назвали «коммерческим бедствием», упрекали Кейт Буш в сложности и даже подражании Питеру Гэбриэлю.

Они оказались правы лишь в одном — синглы с альбома (самый эффективный источник дохода) большого успеха не имели, хотя сам альбом занял 3-е место.

Следующего альбома слушателям пришлось ждать три года. Но о нем в следующий раз.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: