«Начало» Кристофера Нолана. Как не запутаться в лабиринтах снов?
Кобб зарабатывает себе на жизнь тем, что вполне профессионально выносит людям мозг.
Выносит не весь, но лишь ту часть, которая представляет коммерческий интерес для заказчика. После того, как привычные способы узнавания чужих тайн и секретов — паяльники, утюги, угрозы и банальное мордобитие — исчерпывают себя, на помощь приходит Кобб и его команда.
Чего проще, уважаемые? Усыпляем клиента, вытаскиваем волшебный чемоданчик, подсоединяем пару проводков, и вуаля — мы внутри сновидений клиента. Во сне объект проще расстается со своими паролями и логинами, зачастую даже не замечая, что его обокрали.
Промышленные шпионы Кобб (Леонардо ДиКаприо) и Артур (Джозеф Гордон-Левитт) не испытывают вины, и их не мучают ночные кошмары. Более того, Кобб настолько вжился в свою работу, что без своего чудесного девайса ему уже сны и не снятся. Впрочем, это даже к лучшему, ибо в голове главного героя и так царит полная неразбериха, и он сам зачастую теряет нить реальности и путает где явь, а где происки подсознания.
Кобб — лучший в своем деле, и именно поэтому к нему обращается влиятельный японский бизнес-магнат Сайто (Кен Ватанабе). Обращается с просьбой необычной, за которую он обещает расплатиться не менее щедрой по размаху услугой — очистить изрядно запятнанное имя Кобба перед законом.
Необычность миссии в том, что на этот раз в чужой голове нужно не украсть информацию, а совершить действие противоположное — вложить в нее, голову, ложный посыл. То есть если обычно ребята занимаются «извлечением», то теперь им нужно провести фокус наоборот — «внедрение». Целью становится главный конкурент Сайто, сын умирающего владельца могущественной энергетической компании Роберт Фишер (Киллиан Мерфи), который после проведения «процедуры» должен внезапно захотеть развалить предприятие, которое вот-вот достанется ему по наследству.
«Внедрение» — процесс очень сложный, наукой до конца не изученный и нестабильный. Главное, чтобы клиент сам дошел до кондиции и полностью уверовал, что идея пришла к нему сама, без посторонней помощи. Для этого зерно нужно заронить так глубоко в бездонные просторы человеческого мозга, насколько это возможно. Другими словами, одним сном дело не ограничивается. Нужно воплотить сон во сне. А еще лучше, сон во сне сна. Что окончательно собьет с толку возможных защитников интеллектуальной собственности (да, есть и такие, действующие в противовес нашим героям) и зрителя, наблюдающего за этим процессом. Для выполнения столь трудоемкой задачи Коббу мало одного Артура на подхвате, придется расширить свою команду за счет Архитектора (Эллен Пейдж), Имитатора (Том Харди) и Химика. И не спрашивайте даже, кто все эти люди…
Скажу честно, в целом фильм у Кристофера Нолана получился. Особенно это приятно в связи с тем, что проект является преимущественно оригинальным; это не экранизация бестселлера, не адаптация комикса и не продолжение/предыстория. Преимущественно, потому что все-таки сама идея фильма частично продолжает разрабатывать находки более ранних лент на эту тематику. В частности, сама собой напрашивает аналогия со знаменитой «Матрицей» братьев Вачовски. Параллели легко прослеживаются как в задумке (противопоставление реальности виртуальному, вымышленному миру), так и в воплощении. Тем не менее заслуга Нолана налицо, ибо он не тупо копирует чужие наработки, а весьма изощренно развивает свои и заимствованные идеи, уводя их в далекие дали за гранью человеческого воображения.
К слову сказать, конкретно к сценарию претензий нет. Ну, или почти нет. Дело в том, что с первого раза все сюжетные перипетии вам осилить вряд ли удастся. Вроде и героев не так уж много, и основная процедура с этим «внедрением» ясна и понятна. Но когда начинается сама реализация, то крыша начинает ехать не только у персонажей фильма, но и у зрителей в зале кинотеатра, ибо успевать за событиями на экране получается далеко не у всех присутствующих. Подобно тому, как герой ДиКаприо тестирует начинающего Архитектора Ариадну (знакомое имя, не правда ли?), заставляя ее рисовать причудливые лабиринты, так и сам режиссер будто бы проверяет своего зрителя на вшивость, заставляя большую часть фильма блуждать в темноте.
Излишняя перегруженность деталями и хитросплетением умозаключений всё-таки имеет место. Но не портит общее впечатление, а лишь предполагает, что зритель захочет вновь пересмотреть картину, чтобы до конца разобраться в том кто, кого, зачем и почему. Лично я собираюсь это сделать, как только получу доступ к лицензионной версии.
Визуально «Начало» — сущий праздник, что в очередной раз демонстрирует богатые возможности современной компьютерной анимации. Слава богу, здесь как раз всего в меру — грамотные каскадерские постановки со стрельбой и погонями чередуются с весьма оригинальными экспериментами с картинкой. Большой поклон Нолану за то, что он не пошел на поводу у модного тренда снимать/переснимать кино в 3D. От этого «Начало» только выиграло.
Теперь об актерских работах. Леонардо ДиКаприо, которому многие почему-то никак не могут простить внезапный взлет кинокарьеры за счет попсовых «Титаников» и «Пляжей», выглядит абсолютно на своем месте. После «Кровавого алмаза» я полностью доверяю эмоциям этого актера, поэтому Нолан сделал всё правильно, ибо персонаж Кобба действительно не каждому по зубам. А ДиКаприо справился прекрасно.
Из команды Кобба больше всего выделяется Том Харди, которому явно уже тесно на второстепенных ролях. Слава богу, это заметно не только рядовому зрителю, так что в самом ближайшем будущем нам удастся лицезреть Харди, вновь воплощающим образ известного футуристического борца с преступностью, «воина дорог», «Безумного» Макса Рокатански.
Остальные актеры и их персонажи были не шедевральны, но профессиональны. И Марион Котийяр, сыгравшая роль жены Кобба, и вечный странник по фильмам Нолана, его счастливый талисман Майкл Кейн. Немного раздражала Эллен Пейдж, но скорее не своей игрой, а чересчур киношной сообразительностью. С трудом верилось, что вчерашняя студентка спустя полчаса начинает указывать главному герою, что говорить и куда идти. По сути это единственный прокол в сценарии (или слишком уж клишированная киноусловность), который явно бросается в глаза.
Резюмирую. Новую картину Кристофера Нолана надо обязательно посмотреть. Желательно в кинотеатре, где масштаб и напряженность действия будут ощущаться сильнее и ярче. Предупреждаю сразу, первые полчаса вам вряд ли удастся полностью сообразить, почему всё происходит именно так, как происходит. Расслабьтесь и получайте удовольствие, в дальнейшем создатели фильма протянут вам руку помощи и проведут по странным закоулкам снов. Главное — довериться.