Детская литература Австралии
В 1941 году вводится всеобщее бесплатное обучение. Реальностью оно, однако, становится лишь несколько лет спустя, когда было построено достаточно школ и налажено движение школьных автобусов, собирающих детей с отдаленных ферм по утрам и развозящих их к вечеру по домам. Одновременно шла перестройка самих методов преподавания. Обучение было приближено к потребностям реальной жизни.
В сороковые годы в стране создается сеть детских библиотек. В довоенные годы их фактически не было, а школьные библиотеки сводились к одной полке в том же шкафу, где хранились мел и пыльные тряпки. Подбор книг на этой полке был очень скуден — главным образом, образчики массовой дидактической литературы. Появление детских библиотек в городах с абонементами для сельских школ сильно расширило круг читателей. Создание оригинальной полноценной детской литературы начинает осмысляться как дело национальной важности. В 1946 году в Сиднее создается Совет по детской литературе, добровольная организация, роль которой в развитии детской литературы страны чрезвычайно велика. По инициативе Совета начинают происходить ежегодные выставки детской книги, присуждаются премии за лучшие книги года. Выдвинутый Советом лозунг «Больше и лучше писать для детей» получает широкий отклик, В детскую литературу приходит большое число талантливых людей. Их произведения становятся достоянием мировой детской литературы.
К созданию книг для детей обращается ряд профессиональных писателей. Известная поэтесса и общественный деятель Джудит Райт (р. 1915) пишет повести о первых переселенцах. Она не ограничивается описанием их трудного быта, но задумывается над биографией, типичной для многих австралийцев, испытавших на себе тяжесть английских законов. Такова биография Дика Фолкнера («Броди высоко в горах», 1967). Несправедливо осужденный, он попал на каторгу, бежал и укрылся в горах. Ранее люди, подобные Дику (их называют бушрейнджерами, т. е. скрывающимися в австралийских зарослях, буше), неизменно изображались законченными негодяями. А герой Джудит Райт — обыкновенный, много страдавший человек, способный на благородство, готовый помочь в беде. В своей поэтической повести «Когда горы играли» (1960) писательница обращается к фольклору аборигенов. Причудливо переплетается рассказ о детях-туземцах и мотивы легенд. В поэзии одной из важнейших тем Джудит Райт является тема вины австралийцев перед темнокожими.
К жанру сказки обращается известный поэт и автор сложных психологических романов Рандольф Стоу (р. 1935). Полное название его сказочной повести — «Миднайт — буйный парень из колоний» (1967) —перекликается с названием одной из самых популярных австралийских баллад. Фольклорный образ «буйного парня» трансформируется у Стоу в духе народной сказки. Его Миднайт (Полуночник) — простодушный паренек. Своим возвышением он обязан хитроумию своего главного сподвижника — сиамского кота, не менее изобретательного, чем Кот в сапогах. Помимо Кота, в шайку Миднайта входят шумный, недалекий пес, благородный конь, глуповатая корова и важный попугай. Конец сказки вполне благополучен и в то же время ироничен: Его Величество удостаивает разбойника Миднайта дворянского звания, и Миднайт (Полуночник) оказывается миллионером по имени Дейбрейк (Рассвет). Сказка Р. Стоу имела большой успех. Дети младшего возраста были увлечены драматическим развитием приключенческого сюжета и четкой фольклорной характеристикой героев. Читателям постарше был понятен и второй, иронический план сказки.
Событиям колониального прошлого посвящена приключенческая повесть известного английского писателя Джека Линдсея «Восстание на золотых приисках». Тема Балларатского восстания в творчестве Дж. Линдсея не случайна: писатель родился и вырос в Австралии. Во многом типична судьба главного героя повести Дика Престона.
В круг детского чтения входит и книга писателя более раннего периода Стилла Радда «Не наша ферма», рисующая жизнь переселенцев первых поколений. Стилл Радд (1868—1935) считается бытописателем австралийского фермерства. Его рассказы печатались в упоминавшемся еженедельнике «Бюллетень» и пользовались большим успехом у читателей. Жизнь среднего фермера рисуется им без всякой идеализации, это жизнь, полная трудов, забот и лишений. Герои С. Радда — сильные духом, жизнерадостные люди. В них сильны присущие австралийцам энергия, свободолюбие, оптимизм.
Сочинения по русскому языку