Сказка как инструмент воспитания ребенка
С незапамятных времен существует такой вид устного народного творчества, как сказка. Ее появление обусловлено желанием передачи информации из поколения в поколение. Сказка – незаменимый инструмент в воспитании ребенка.
Но очень важно изначально в понимании ребенка определить где кончается реальность и начинается сказка. Это нужно для того, чтобы ребенок не опасался появления в своей жизни бабы-яги или лешего. Сказка есть сказка и она не преследует цели напугать ребенка. Задача родителей преподнести события, представленные в сказке с правильной позиции.
Давно признана огромная значимость жанра сказки для всестороннего образования детей. Сильной стороной сказок является их направленность на победу добра. Дети без постороннего вмешательства легко улавливают идею сказки: добро побеждает зло. Сила воздействия образа и сюжета сказки такова, что дети даже впервые слушая, читая сказку, ярко проявляют свои симпатии и антипатии по отношению к ее персонажам, они жалеют слабых, обездоленных, готовы прийти им на помощь.
Психологи изучили механизм воздействия сказки на внутренний мир ребенка. При нем ребенок переносит качества, поступки героев и всю ситуацию в целом на себя. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость, простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, т. е. зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. С помощью сказки ребенок учится распознавать добро и зло, формировать свое собственное отношение к происходящему вокруг.
Особенно следует отметить русские народные сказки. Это настоящая сокровищница морали, опыта, переданного нам из прошлого.
Сухие поучения от родителей о ценностях не дадут желаемого эффекта, намного результативнее будет в форме сказки дать пищу для размышлений Вашему малышу. Будьте уверены, он сам придет к осознанию что есть добро, а что зло.
В современном обществе часто воспитание сказкой родители пытаются заменить отвлечением ребенка с помощью компьютерных игр. Такой способ провождения времени удобен некоторым родителям, т.к. не требует особых усилий: ребенок предоставлен сам себе. Но этот способ опасен, потому что такого рода занятия не дают ребенку возможности оценивать происходящее, не несут в себе элемента воспитания. Трата времени. И только? К сожалению нет, пустые, а иногда и жестокие игры вызывают апатию у детей, желание повторить увиденное, отсюда появляется жестокость.
Какой результат мы получим, позволяя ребенку постоянно играть в компьютерные игры? Неумение размышлять? Необоснованная жестокость? Слишком дорогая плата за сэкономленное время.
Только давая лучшее, мы получим взамен теплоту и любовь, а сказка нам в этом поможет.
Все русские народные сказки на www.izumrudnik.ru