Учимся рисовать. Из тени в свет перелетая, или Как создать объем?
Для того чтобы изображение выглядело рельефным и живым, нужно изобразить игру света и тени. Эта задача зачастую ставит в тупик начинающих рисовальщиков. К счастью, для ее решения существует четкий пошаговый алгоритм, придуманный художником Бертом Додсоном и названный им «Карта светотени».
Прежде чем описать этот алгоритм, поговорим немного о градациях серого цвета.
Представьте себе шкалу: на левом конце она белая, на правом — черная. А между этими двумя цветами находится множество оттенков серого.
(Строго говоря, черный и белый нельзя назвать «цветами». Это так называемые «ахроматические тона». А черный художники называют «отсутствием цвета». Но это так, к слову).
Итак, существует множество градаций серого, но для изображения светотени нам вполне хватит четырех.
Самый прозрачный оттенок — это свет. Белым цветом мы изображаем самые яркие и освещенные участки предмета.
Следующий оттенок — умеренно прозрачный, или светло-серый. Этим оттенком изображают так называемые участки «отраженного света».
Более темным оттенком серого рисуют участки предмета, находящиеся в тени.
И наконец самым темным, почти черным оттенком рисуем тень, падающую от предмета.
Что такое яркий свет, тень на предмете и падающая тень от предмета — более-менее ясно. А вот «отраженный свет» часто вызывает недоумение: наш глаз не приучен замечать эти участки, находящиеся на границе света и тени.
Кроме этого, изображать тени нужно тщательно и точно: именно расположение светлых и темных участков создает рельеф и структуру предмета — причем именно так, как его видит художник, когда и он сам, и источник освещения находятся в определенных конкретных местах. Стоит повернуть голову или сдвинуть источник света — и тени сразу лягут по-другому.
«Карта светотени» помогает разрешить все эти сложности.
Чтобы правильно нарисовать игру света и тени, надо точно зафиксировать свое местоположение и угол зрения, а также местонахождение источника света. Затем нужно нарисовать контуры предмета с помощью «маленького альпиниста».
Следующий шаг — найти самый светлый участок и нарисовать его контуры: точка за точкой, вслед за маленьким альпинистом, как будто освещенная область — это отдельный предмет. Затем ищем самый темный участок предмета — тот, который явно выглядит затененным. И точно так же рисуем его контуры. После этого рисуем тень, падающую от предмета — пока тоже лишь контуры.
Когда вы нарисуете все эти карты, вы обнаружите области «ничьей земли» между участками яркого света и густой тени. Именно это и есть области отраженного света.
Обычно их сначала не видят: для непривычного глаза они сливаются либо со светом, либо с тенью. Но после рисования карты глаз начинает различать оттенки, свойственные отраженному свету.
Когда карта нарисована, можно приступать к «раскраске». Для этого лучше всего настругать грифель, взять ватную палочку, которая обычно используется для косметики, обмакнуть ее в грифельную пыль, словно в краску, и растушевать области на карте: отраженный свет — чуть-чуть, тень — погуще и потемнее, падающую тень — совсем густо. Если какой-то участок получится слишком темным — можно всегда стереть лишний грифель ластиком.
Кроме растушевки, можно использовать штриховку: области отраженного света заштриховать легкими редкими штрихами, области тени — более глубокими и частыми, область падающей тени — практически сплошным штрихом.
Когда мы рисуем предмет прямоугольной формы — нужно подчеркнуть разницу между освещением граней: если, например, свет падает на куб сверху — верхнюю грань оставляем белой, а самую темную боковую грань — темно-серой. Резкий переход тонов подчеркнет грань.
А вот в округлом предмете нужно как раз смягчить переходы между гранями с помощью ластика или дополнительных штрихов.
Запомните: резкие перепады тонов создают на рисунке ощущение грани, мягкие — ощущение округлости.
Итак, с помощью маленького альпиниста, листа пластика, циркуля и карты теней вы готовы создать свой первый полноценный рисунок!